Доступность ссылки

«Вы – предатели, я вас презираю». Как пропаганда во время войны разрушает российские семьи


Иллюстрационное фото
Иллюстрационное фото

Спустя неделю после начала вооруженного вторжения на территорию Украины, по данным ее Минобороны, Россия потеряла более девяти тысяч солдат. Аналогичное российское ведомство подтвердило гибель 498 из них. В частности, достоверно известно о гибели военных из Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Астраханской области, Северной Осетии, Краснодарского края и Дагестана, еще несколько военных находятся в плену.

Однако многие российские семьи оказались под угрозой распада не только из-за физических потерь, но из-за идеологических противостояний. Жители России активно делятся в соцсетях историями о том, как война уничтожила их отношения с родителями и друзьями. Кавказ.Реалии поговорили с некоторыми из них.

Екатерина Р., 28 лет, фитнес-тренер

Моя мама чуть больше десяти лет работает директором дома культуры одного из сел в Ростовской области. Она знает все о том, как проходят выборы, которые всегда, конечно, фальсифицировали. Однажды ей пришлось заменить председателя избирательной комиссии, потому что прежний лег в больницу. Мама предупредила главу сельского поселения, что не будет "рисовать результаты". Он сначала согласился, а в день выборов начал вместе с районной администрацией на нее давить и угрожать "разными способами воздействия". Тогда мама очень перенервничала, ее увезла скорая, выборы прошли без нее "как надо". Но даже после этого она не уволилась, только в избирательную комиссию больше не входила.

У нее всегда была проправительственная позиция, и разногласия между нами были и раньше, но не такие разрушительные, как сейчас. Обычно мама в спорах о политике не участвует, только отец – он тоже узнает новости из телика и еще из чата коллег-таксистов в вотсапе. Там такой бред: конспирология, пропаганда. Папа верит в угрозу НАТО и ненавидит американцев.

"Нас попросили о помощи", – сказала она мне о вторжении российских войск на территорию Украины

Война маму не то чтобы не потрясла… Она никаких не вызвала эмоций! Меня ее реакция просто поразила. Я даже сначала подумала, что она не в курсе. Переспросила, она ответила бодрым голосом, что все нормально, просто "не собирается включаться в это и нервничать". На следующий день мама прислала мне пост блогера, который ПОНИМАЕТ необходимость войны. И главным аргументом мамы стала фраза: "Мы ничего не можем сделать, мы ни на что не можем повлиять, от нас ничего не зависит". А теперь ее позиция еще хуже. "Нас попросили о помощи", – сказала она мне о вторжении российских войск на территорию Украины.

Такая же ситуация, если не хуже, у моего мужа с его родителями. Он единственный сын в семье, родители уже пожилые: маме 73 года, отцу 87 лет. Его мама сама по себе взрывной человек, если завелась, будет пожар. Однажды мы полгода не разговаривали из-за разных взглядов на положение женщин на Кавказе.

А тут началось ни с того ни с сего: она прислала супругу видео про то, что страну заполонила армия "стыдливцев"-предателей. Он сначала очень разозлился, но я посоветовала отправить скриншот поста, в котором объяснялось, почему люди сейчас могут поддерживать насилие. В ответ получил сообщение: "Вы – предатели. Я вас презираю. Вы зажравшиеся прихвостни-потребители. Все твои послания – это слюни и сопли неблагодарных избалованных инфантилов. А я, кажется, зря прожила последние тридцать лет".

Доказывать что-то маме мой муж уже и не пытается. Нет сил. Когда ты выслушиваешь в свой адрес столько гадостей, хочется захлопнуть дверь и больше никогда не общаться. Но как быть, когда это твои родители, которых ты все равно любишь?

С мамой у меня много разногласий по самым разным вопросам. Я знаю про фальсификации, которые она делала, но не могу об этом сказать публично, не могу прийти и написать на нее заявление, потому что это моя мама. Наверное, я соучастник преступления, и это отвратительно.

Киев, 2 марта 2022 года
Киев, 2 марта 2022 года

Но сейчас я задаюсь вопросом: кто эта женщина? Я ее вообще знаю? Как живой человек может так бесчувственно отнестись к войне, которую развязало его государство? Почему человека, который 9 мая обливается слезами, не волнуют репрессии в нашей стране, несвобода слова, промывка мозгов детям и взрослым, низкий уровень жизни, засидевшийся в кресле президента дед? Я не зову ее на баррикады, но мнение ведь можно иметь и высказывать его хотя бы дома, поделиться чувствами со мной, если они есть. Но их как будто нет.

Разговора с отцом я сознательно избегаю, я боюсь услышать, что он поддерживает войну. С отцом мужа мы тоже об этом не говорили, но хочется: он родился на территории Румынии, которая сейчас стала частью Украины, и застал приход советской власти – он ее ненавидит. Я думаю, что отец его против войны, но не знаю этого точно.

Люди поддерживают сейчас власть либо потому, что у них нет мозгов, либо потому, что у них нет совести

Я думаю, люди поддерживают сейчас власть либо потому, что у них нет мозгов, либо потому, что у них нет совести. Звучит ужасно пафосно, наверное, просто очень уже это достало. Я не верю, что здравомыслящий человек в современном мире не может найти информацию – даже моя бабушка освоила тикток. Но никто не хочет думать и смотреть правде в глаза, ведь тогда изменится их картина мира. И "великая Россия, которая никогда ни на кого не нападала" окажется нищей страной с тираном-царьком и армией на территории соседа.

Виктория, 24 года, визажист, иллюстратор

Отношения с родителями у меня были достаточно теплыми [до военных действий]. Живут они в шести часах езды от Ростова, виделись мы нечасто, но я очень по ним скучала. Для меня мама была "мамулей", одним из самых близких людей.

В плане политики с мамой всегда было остро. Фразы по типу "Ну и валите тогда в свою Америку/Европу", "Вы не знаете, как было до Путина!", "Вы думаете, что вместо него кто-то лучше придет?", "Ты думаешь, в других странах все хорошо?" летели постоянно. Папа у меня сдержанный человек, если даже и начинался спор о политике, то без таких резких фраз. Он даже мог иногда соглашаться со мной, ну либо просто молчал.

Да, я знала, что позиции у нас разные. Они смотрят новости по телевизору, а в интернете читают того же рода источники. Я была уверена, что происходящее сейчас откроет им глаза. Ведь одно дело – поддерживать Путина (что я объясняла простой привычкой за столько лет, типа того, что для них это уже своего рода стабильность, зона комфорта), а другое дело – войну.

Мама всегда нам с младшей сестрой говорила: "Смотрите военные фильмы, чтобы знать, что такое война! Как это страшно! Об этом надо помнить!" Я видела: для нее война – самое страшное, что может быть. Когда в так называемых "ДНР" и "ЛНР" были события, она тоже постоянно плакала. В принципе всегда, когда что-то в мире страшное происходило, она очень близко к сердцу принимала.

В самый первый день, когда все это началось и я была в ужасе, мне позвонила мама. Я ожидала от нее такой же реакции, была уверена на миллион процентов. Ответила на видеозвонок, а она спокойна как удав. Началось: "восемь лет в "ДНР" и "ЛНР", "мирных не бомбят", все в этом духе… Попыталась узнать, откуда она все это взяла и почему не читает источники, которым можно доверять. Она ответила, что это не она, а мы не фильтруем информацию.

Было нереальное желание побежать к ним в комнату, заорать: "ОЧНИТЕСЬ!" и побить ладошками по лицу...

На следующий день у мамы был юбилей, 45 лет, я приехала домой, хотя сомневалась, стоит ли. Договорились политику никак вообще не обсуждать. Но мне было слышно, как они смотрят с папой новости и комментируют все происходящее. "Сами своих", "Это же не наши, это украинцы! Почему никто не видит?" Было нереальное желание побежать к ним в комнату, заорать: "ОЧНИТЕСЬ!" и побить ладошками по лицу... Но я понимала, что, к сожалению, это не поможет…

Кажется, я впервые в жизни испытала стыд и отвращение к родителям. Мои родители оправдывают войну. Все эти дни, что я здесь, я с ними практически не общаюсь, не могу. Обстановка дома очень напряженная. Они ведут себя как обычно, все у них замечательно, а я не могу так… Переубеждать, если честно, у меня не хватит сил, боюсь, что если начнется этот разговор, то я не смогу вообще с ними больше общаться.

Для меня непонятно, как можно говорить, что война – ужас, а потом оправдывать ее. Родители мужа считают, что во всем виновата Америка, но они не поддерживают "спецоперацию". И даже если я не согласна с ними насчет причин, это неважно: они против войны. Это самое главное.

Аркадий, 28 лет, контент-менеджер

Я раньше держался нейтралитета, был аполитичен, так сказать. Меня вообще не интересовала политика, пока не вышло расследование про Дмитрия Медведева в 2017 году. Это всколыхнуло общественность, я понял, что происходит то, чего я не приемлю. Начал разбираться после того, как что-то узнавал. Делился новыми коррупционными расследованиями с мамой. В какой-то момент мы пришли к общему выводу, что Путин и все его окружение творят чудовищные вещи. Но длилось это недолго.

Я живу в городе, а мама (ей 50 лет) – в области за сто километров от меня. Я не могу все время ей доносить достоверную информацию. Тем временем телевизор работает и делает свое дело. Даже если я что-то присылаю, она отвечает, что по телику уже это показали и сказали, что это фейк. Пропагандисты идут на опережение и переворачивают информацию на 180 градусов. Теперь она смотрит и читает ту же пропаганду и в интернете. "Украина сама в себя эти ракеты пускает. Своих же убивают, а мы плохие", – вот что она говорит.

Бородянка, 3 марта 2022 года
Бородянка, 3 марта 2022 года

Это не русские танки переехали пенсионера на машине, а сами украинцы. Это не русская ракета прилетела в жилой дом, а сами же "хохлы" что-то начудили. Теперь я перестал даже пытаться что-то доказать – это бесполезно, и я могу навредить нашим отношениям с самым близким моим человеком. Просто постараюсь не поднимать тему политики вообще.

Пока ничего критичного в наших отношениях не произошло. Мы общаемся, но с момента войны с Украиной я не звонил ей три дня – знал, какая у нее будет позиция, понимал, что диалога у нас не получится. Когда все же решился, обходил эту тему как мог, но она сама ее затронула. Я рассказал про все свои переживания и страхи за наше будущее, но в ответ услышал, что "сейчас наши от нацистов Украину освободят и все наладится". Все данные по количеству жертв, разрушений и тотального обмана, которые я приводил, воспринимались в штыки.

В скором времени я не смогу жить и работать среди людей, поддерживавших геноцид братского народа

В моем круге общения очень мало разделяющих мою точку зрения: девушка, напарник по работе и десяток знакомых в инстаграме. Мнений остальных родственников я даже не знаю и боюсь затрагивать эту тему, не хочется со всеми разругаться. Предполагаю, что все тоже смотрят этот проклятый телевизор и воспримут мою точку зрения в штыки. На работе просто невозможно стало находиться эту неделю. Я сейчас сижу в кабинете в окружении людей, которые хотят, чтобы русская армия все в Украине уничтожила и установила "русский мир". Мне это отвратительно слушать. Я сижу и молчу неделю, потому что не хочу приходить на работу как на фронт. Их много, я один. Может, стоило их тоже попытаться переубедить? Нет, судя по тому, что я слышу, там вообще без мозгов родились. Но я понял точно для себя, что в скором времени не смогу жить и работать среди людей, поддерживающих геноцид братского народа. Многие из них сорвали маски, которыми они прикрывали долгие годы свою жестокость. С такими людьми в одной стране я жить не хочу.

Они не хотят думать. Им лень. Это ж надо заходить в интернет, что-то искать, анализировать и делать логические выводы. А тут просто включил зомбоящик – и готово. Если бы я так 24/7 тоже смотрел пропаганду и ничего более, то тоже бы получил сдвиг по фазе.

Люди покидают Киев, 3 марта 2022 года
Люди покидают Киев, 3 марта 2022 года

Анастасия Р., 28 лет, госслужащая

Мои отношения с отцом всегда были холодными – мы не были близки или откровенны друг с другом. Он не был заинтересован в моей жизни или жизни моего брата, присутствовал в семье номинально.

Отец работает водителем, ни к чему не стремится, отрицает возможность финансовых перспектив. Он всю свою жизнь сидит перед теликом: приходит с работы и четыре-пять часов смотрит центральные каналы, а потом снова идет на работу, чтобы обсудить это с коллегами. Всегда придерживался тех взглядов, которые диктовал телевизор, у него никогда не было своего мнения. У моего отца нет образования, мне кажется, это основная его ошибка. Сейчас он называет меня глупой, а у меня два высших.

В прошлом году у нас случился общий отпуск с родителями. У нас с мамой отдых вышел классный. А папа сидел в номере и смотрел любимые телеканалы. Купанию в море и экскурсиям он предпочел передачи типа "К барьеру". Самое омерзительное, что он потом пересказывал весь услышанный бред своим близким.

После начала войны в Украине я поняла, что не хочу больше с ним говорить. Это произошло, когда в ответ на очередной аргумент относительно безумия, устроенного нашим президентом, я услышала: "Ты глупая, тебе засрали мозги продажные каналы, как "Дождь". Они продались "америкосам", а ты им веришь. Путин хочет нас спасти". Дошло до того, что он стал ходить за мной из комнаты в комнату и включать телевизор, чтобы "я наконец-то услышала правду".

Я уверена, что он боится. Думает, что дядя Вова спасет его и всех нас. Просто человек не привык брать ответственность ни за кого в своей жизни, и ему очень удобно верить сумасшедшему деду, который внушает таким же не думающим людям, что все под его контролем, что он все решит.

Мне сейчас мерзко и больно. Я не готова ему это простить.

Мама очень переживает, хочет сохранить спокойствие хотя бы в семье, если мы не способны сделать этого во всем мире. Брат абстрагируется, не хочет обсуждать политику: ему 20, у него призывной возраст, он очень боится. А я волнуюсь за него и хочу как-то уберечь от всего. Мама считает, что я должна так же относиться к отцу, но мне плевать, что он чувствует, ведь ему всегда было плевать на меня. Может, это какая-то месть, но мне его не жалко.

Я думаю, что отношения с ним можно восстановить, но это будет вынужденная мера с моей стороны, без искреннего желания. Все, что утратилось сейчас, просто усугубление того, что было всегда. Он никогда не был значимым взрослым, а теперь никогда им не станет.

Анастасия, 28 лет, IT-специалист

У меня был коллега-белорус, мы сидели за соседними столами. Он казался довольно хорошим парнем, я даже познакомилась с его супругой, пару раз была у них в гостях.

Потом в Беларуси начались протесты, к тому времени мы уже перешли на удаленку. Он постил очень много политического контента, я иногда выражала сочувствие. Сообщения об их президенте я не комментировала, мне казалось, что они достаточно агрессивны, а я не владею контекстом настолько, чтобы высказываться. В целом я считала, что это нормально: это его родина, его страна, его право голоса. В начале осени 2020 года они с супругой уехали в Польшу из-за предложения о работе и страха, что в России его лишат прав или запретят ему выезжать. Я с пониманием отнеслась к этому решению, подумала, что это естественное желание человека – обеспечить свою безопасность и свободу. После их отъезда мы продолжили общаться в дружеском тоне.

Буча, 2 марта 2022 года
Буча, 2 марта 2022 года

События 24 февраля стали для меня шоком. Коллега отреагировал немедленно: "Это война", "Остановите Путина", потом "Выходите на митинги и скажите своему президенту, что он не прав". И мое отношение к нему изменилось.

Меня обвиняют в том, что я бездействую, но я не хочу получить ярлык врага народа или иностранного агента

Я не принимаю позицию, когда личность отождествляют с деянием другого человека. Я не понимаю тренда "мне стыдно". Я не принимала этого решения, не брала в руки оружие и не стреляла в людей, я не поддерживаю такой вектор внешней политики. Я несу ответственность только за то, что делаю и говорю я. Я не голосовала за нынешнего президента, за поправки в конституцию, не поддерживаю военное вмешательство. Но что хотят от меня те, кто меня обвиняет? Чтобы я перестала работать? Кто будет кормить меня в таком случае? Чтобы шла на митинги? Не с моими паническими атаками. Я выбираю путь порядка: я плачу налоги, покупаю лицензированное ПО, потому что не хочу добавлять хаос к уже существующему. Меня обвиняют в том, что я бездействую, но я не хочу получить ярлык врага народа или иностранного агента, не хочу, чтобы от этого потом страдала моя семья.

Меня задевает, что у меня нет права на молчание. Я не хочу портить отношения с друзьями из-за разных политических взглядов и читать, как поливают грязью тех, кто не ходит на митинги. Многие люди открылись для меня с той стороны, о которой я раньше не знала. Хорошо, что узнала сейчас, такие вещи нужно иметь в виду.

Но что меня действительно поражает – двойные стандарты. Я считаю, что действия националистов на Донбассе ровно настолько же преступны, как то, что происходит в данный момент в Украине. И нет здесь правых.

В Горловке жила моя троюродная бабушка. Когда она умерла, ее не могли похоронить, потому что националисты обстреливали кладбище. Я привожу этот пример, чтобы дать понять: я не считаю, что в той ситуации был виноват украинский народ. Так почему же в том, что творит Путин, виноваты русские?

Это зверство, из-за которого страдают и умирают мирные люди, поэтому я не понимаю, как можно оправдывать нынешнюю операцию. При этом я не понимаю, почему Европа не накладывала санкции, когда бомбили Белград, когда США вторглись в Иран. Почему мониторинговая комиссия ОБСЕ не предприняла ничего в 2014 году, а потом просто забыла о Донбассе. Думаю, что стоит задуматься, насколько виновны международные организации, чьей прямой обязанностью является наблюдение за соблюдением прав человека во всех странах.

***

В России уже были заблокированы сайты телеканала «Настоящее Время» и сайта Украинской службы РС Крым.Реалии. Роскомнадзор угрожает блокировать сайт Русской службы Радио Свобода Svoboda.org на основании запроса Генеральной прокуратуры об удалении нескольких материалов, связанных с войной в Украине. Такие же уведомления в среду вечером получили редакции сайтов Idel.Реалии и Кавказ.Реалии.

Гонениям в России подвергаются и другие СМИ. 1 марта была отключена от эфира радиостанция «Эхо Москвы», ее сайт заблокирован. Блокировке также подверглись, среди прочих, сайты телеканала «Дождь», издания The Village, студенческого журнала DOXA. Редакция «Новой газеты» вынуждена была согласиться на цензурирование после голосования спонсоров издания.

Доступ к сайту Крым.Реалии заблокирован Роскомнадзором. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: rukrymr.azureedge.net. Также следите за основными событиями в Telegram и Instagram Крым.Реалии.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG