Доступность ссылки

Российский ящик Пандоры: как отнимают землю у крымчан


Балаклава
Балаклава

Подконтрольный Кремлю глава Крыма Сергей Аксенов предложил прекратить права собственности на земельные участки, полученные при Украине. Он направил в правительство России предложение внести изменения в так называемый закон о присоединении полуострова. По мнению Аксенова, это поможет бороться с застройкой прибрежных территорий, заповедных зон и территорий общего пользования.

Сейчас порядка 3 тысяч земельных участков в Севастополе пытаются отсудить у владельцев подконтрольные России власти города – и массово подают иски против собственников, получивших документы на земельные участки до аннексии. При этом деньги, потраченные на покупку земли, возвращать никто не собирается. В Севастополе люди начали выходить на митинги. 27 мая состоялся митинг против Генплана города, который издание «Примечание» назвало самым массовым со времен февраля-марта 2014 года. По разным оценкам, собралось от 800 до 1700 человек. Собственники земельных участков, на которые посягнул Генплан Севастополя, просили высшую российскую власть защитить их имущественные права.

Митинг против Генплана Севастополя, 27 мая 2017 года
Митинг против Генплана Севастополя, 27 мая 2017 года

Всего с конца 2009 и до середины 2010 года в Севастополе выделили более 500 гектаров земли. Земельная комиссия работала под контролем городской государственной администрации, которую возглавлял Сергей Куницын. Его экс-заместитель Владимир Казарин заявил, что конфликт – в праве госадминистрации Севастополя раздавать земли. Команда Куницына сочла это возможным, тогдашний горсовет – нет. Вторую точку зрения сейчас поддерживают и подконтрольные России власти Севастополя. В 2014, сразу после аннексии, Сергей Аксенов заявлял: все документы украинского образца в российском Крыму бессрочно действительны, и его слова подтвердили в Кремле. О намерении пересматривать права собственности заговорили и в Симферополе.

В открытый доступ попало письмо Крымского территориального управления имущественных связей Минобороны России, подписанное начальником Виталием Токарчуком. Письмо адресовано руководителю севастопольского реестра Марине Вишневской. Токарчук просит не выдавать документы о праве собственности на участки членам садоводческих товариществ, если участки расположены на землях, которыми когда-то владело и на которые претендует Министерство обороны России или СССР. В Севастополе Минобороны претендует на 867 земельных участков. То есть имущественные права у владельцев этих участков узаконены не будут.

С какими проблемами столкнутся владельцы крымских земельных участков, оформленных до аннексии? Об этом говорим с жительницей Севастополя, собственницей земельного участка в Ласпи Татьяной Болотских и крымским юристом Алимом Мамбетовым.

– С нами на связи жительница Севастополя Татьяна Болотских – собственница земельного участка в Ласпи. В 2010 в урочище Ласпи выделили более 2 тысяч участков членам 7 жилищных и дачно-строительных кооперативов. Татьяна Болотских получила по госпрограмме 10 соток на постройку дачи в кооперативе «Терра Юг». О том, что участок ей больше не принадлежит, собственница узнала из заочного решения Балаклавского районного суда. Татьяна, как развивалась ситуация после того, как вы узнали о существовании этого судебного решения?

Россия забирает у меня землю на основании решения СССР. Это абсурд
Татьяна Болотских

Болотских: Мы пытались заявить о своих правах и оспорить это заочное решение, так как не знали о его принятии. И все это – на основании решения Совета народных депутатов и трудящихся 1966 года о том, что земля принадлежала лесхоззагу. Я не могла поверить и добилась пересмотра решения, однако в суде наши доводы не принимали. Россия забирает у меня землю, выданную Украиной, на основании решения СССР. Это абсурд.

– Какова официальная позиция властей Балаклавы и Севастополя? Для чего они возвращают в госсобственность ранее выданные гражданам участки?

Болотских: А версии у всех разные. По нашему кооперативу версия суда такова, что это для лесхоззага. Рассказывали, что там реликтовые растения. При этом при Украине, задолго до того, как мы получили право собственности, проводилась масштабная экологическая экспертиза. В суде найти результаты этой экспертизы никто не захотел, мне предлагали ехать и жаловаться куда угодно. Лично я уверена, что на эти территории заходит новый «эффективный» застройщик, который у нас в Севастополе строит мост. Потому и изымается земля – там будут коттеджные городки.

Митинг против Генплана Севастополя, 27 мая 2017 года
Митинг против Генплана Севастополя, 27 мая 2017 года

– Насколько широкие слои населения затрагивает скандальный Генплан Севастополя?

За три года мнение людей о происходящем в Крыму очень изменилось. У них внутри все кипит
Татьяна Болотских

Болотских: Это коснулось всех. Раньше наши жалобы на то, что отбирают землю, не очень слышали и понимали. А сейчас все, у кого есть какая-то собственность, ж коренные, приезжие, с разным достатком – все могут пострадать. Зайдите на любой базар, в магазин и послушайте людей. За три года их мнение о происходящем в Крыму очень изменилось. У людей внутри все кипит. Никто не предполагал, что право собственности не имеет значения, что человек больше сам себе не хозяин. Нас стряхнули, как блох с одеяла, и выкинули. При этом, что бы мы ни сказали, к этому приплетают политику. Украину, экстремизм, что угодно. Но политика тут ни при чем. У многих людей небольшой домик на даче – все, что они имеют. И люди не хотят этого лишиться.

Митинг против Генплана Севастополя, 27 мая 2017 года
Митинг против Генплана Севастополя, 27 мая 2017 года

– Сергей Аксенов заявил, что хочет до 1 января 2021 года получить право изымать из частной собственности участки и недвижимость, если земля, на которой они находятся, является территорией общего пользования – это парки, пляжи, заповедники, объекты культурного наследия – или же используется не по целевому назначению. Согласие с такой логикой открывает ящик Пандоры: власти смогут пересмотреть право собственности на любой земельный участок. С нами на связи Алим Мамбетов – крымский юрист, специалист по земельным вопросам. Алим, насколько реалистична перспектива лишения крымчан прав собственности на земельные участки и недвижимость? И насколько это законно?

Это может коснуться любого участка. Мы имеем дело с переделом собственности
Алим Мамбетов

Мамбетов: Насколько реалистично, не знаю – пока речь лишь о письменном обращении Аксенова в Госдуму. Но вы абсолютно правы – это откроет ящик Пандоры. Учитывая, что мировое сообщество пристально наблюдает за нарушением прав и свобод человека в Крыму, люди будут обращаться в Европейский суд по правам человека. Я не знаю, каким образом власти планируют разрешать все споры касательно права собственности. Законный способ лишь один – в судебном порядке.

– Если соответствующие изменения в российском законодательстве будут приняты, никто из крымчан не будет защищен от риска в любой момент лишиться земельного участка?

Мамбетов: Конечно. И речь не только о прибрежной зоне. Это может коснуться любого участка в пределах населенного пункта. Это будет серьезная правовая коллизия. У государства и так есть два способа изымать земельные участки: возмещение стоимости объекта недвижимости и изъятие в судебном порядке. Мне кажется, сегодня мы имеем дело с переделом собственности.

(Над текстовой версией материала работала Галина Танай)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG